Ведение клиентов с предрасположенностью к атопическиму дерматиту в условиях салона красоты

В последние десятилетия химическая нагрузка на организм человека значительно возросла. Загрязненная вода и окружающая атмосфера, пищевые продукты с консервантами, все большее использование моющих средств, бытовой химии и косметики вызывает рост аллергических заболеваний, в том числе, кожных высыпаний аллергического характера. Частным случаем аллергического поражения кожи является атопический дерматит.
Атопический дерматит (АД) – это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание кожи, характеризующееся выраженным зудом, отеком, мокнутием, шелушением и образованием корок. Атопический дерматит (другие названия – нейродермит, эндогенная экзема) относится к группе атопических заболеваний, которыми страдает по данным разных исследователей от 8 до 25% населения всего мира.
Атопия – это генетически обусловленное повышение уровня иммуноглобулина Е в сыворотке крови и, как следствие, предрасположенность к аллергическим реакциям первого типа на какие-либо аллергены. Атопия может проявляться ринитом, конъюнктивитом, бронхиальной астмой и атопическим дераматитом. Поэтому, когда мы говорим о предрасположенности к АД, то имеем в виду атопию, то есть предрасположенность ко всем этим заболеваниям, которая устанавливается на основании специальных лабораторных исследований - определения уровня иммуноглобулина Е  в сыворотке крови и проб со стандартными аллергенами.
Косметолог в салоне красоты должен придерживаться определенной тактики ведения не только клиентов с АД, но и клиентов с другими аллергическими и неаллергическими поражениями кожи. Первым обязательным этапом любой процедуры должен стать сбор анамнеза с отражением следующей информации:

  • наличие у клиента или у его ближайших родственников аллергических заболеваний,
  • эпизоды пищевой, лекарственной аллергии и контактного дерматита в прошлом,
  • местные реакции на ранее проводимые косметические процедуры, в том числе физиотерапевтические;
  • аллергические реакции на конкретные химические вещества или соединения, входящие в состав косметических средств.

Также важно выяснить какие лекарственные препараты принимает клиент в настоящее время, особенно - пользуется ли он сейчас или использовал ранее мази или кремы, содержащие глюкокортикостероиды, и наносились ли эти средства на область планируемого косметического воздействия. Длительное местное использование препаратов с глюкокортикостероидами приводит к повышению чувствительности, истончению кожи, вплоть до атрофии, что необходимо учитывать при проведении каких-либо агрессивных процедур.
Решение о проведении той или иной процедуры с использованием тех или иных косметических средств принимается на основании анамнеза, особенностей кожи клиентов с АД и учетом провоцирующих факторов, чаще всего вызывающих обострение АД (см. таблицу 1, 2).

Таблица 1. Особенности кожи клиентов с атопическим дерматитом

  • Концентрация гистамина  и некоторых других медиаторов воспаления увеличена на любом участке кожи пациента с АД.
  • Выражен межклеточный отек в эпидермисе.
  • Понижен порог реактивности кожи.
  • Повышена чувствительность к неспецифическим раздражающим воздействиям.
  • Уменьшена способность кожи удерживать воду.
  • Повышена трансэпидермальная потеря воды.
  • Снижена способность кожи нейтрализовать щелочи.
  • Нарушена барьерная функция кожи.
  • Склонность к развитию вторичной инфекции (бактериальной, вирусной, грибковой).
  • Снижена секреция пота (за исключением сгибательных поверхностей крупных суставов).
  • Общая сухость кожи, даже вне очагов поражения (больше выражена зимой).
  • Гиперкератоз в очагах поражения при хроническом течении АД.
  • Появление сильного зуда при перегреве.
  • Склонность к контактной аллергии. Доказано, что частота возникновения контактной аллергии у пациентов с атопическим дерматитом выше, чем в популяции (6% и  2%, соответственно).
  •  Склонность к обострению кожного процесса весной и осенью.

 

Таблица 2. Провоцирующие факторы, чаще всего вызывающие обострение атопического дерматита

  • Химические вещества, обладающие раздражающим действием (в составе косметических средств ими могут быть консерванты, эмульгаторы, поверхностно-активные вещества, ПЭГи, кислоты, терпены и т.д.).
  • Аллергены (см. списки аллергенов).
  • Моющие средства.
  • Кондиционеры для белья.
  • Физические факторы, такие как избыточные тепло, влажность, инсоляция, трение.
  • Инфекции.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Ношение тесной одежды.
  • Пищевые аллергены (у взрослых не играют ведущей роли).

Во время процедуры надо быть готовым к тому, что клиент с атопией или аллергией может дать реакцию на любой компонент используемого препарата. Аллергическая реакция может развиться  как на натуральный, так и на синтетический ингредиент, содержащийся, в том числе и в «гипоаллергенной косметике». Надо понимать, что термин «гипоаллергенный» в отношении косметических средств используется как инструмент маркетинга. Использование производителем или продавцом такой характеристики как «гипоаллергенная косметика» не гарантирует, что средство с меньшей степенью вероятности, чем другой аналогичный продукт, вызывает аллергическую реакцию и является более безопасным для кожи. Не существует никаких правил или стандартов для использования этого термина и производители не обязаны доказывать это утверждение. Другими словами, «гипоаллергенной» косметику называют сами производители, и этот термин может применяться без необходимых испытаний и без каких-либо научных доказательств того, что средство вызывает меньше аллергических реакций, чем другие. Важно понимать, что не существует косметических препаратов в отношении которых можно дать 100%  гарантию того, что они никогда не вызовут аллергической реакции.
Так как накоплено недостаточно научных данных, демонстрирующих, что определенные ингредиенты или косметические препараты вызывают меньше побочных аллергических  реакций, чем другие, и до настоящего времени нет возможности регламентировать использование термина «гипоаллергенная косметика», контролирующие организации США и Европы предъявили специальные требования к веществам, которые чаще, чем остальные вызывают аллергические реакции и при этом содержатся в косметических средствах.
На сегодняшний день новое европейское законодательство (7я поправка к Директиве - EU Directive 76/768/EEC, Annex VIII) в лице Комиссии по Регуляции Безопасности Косметических Препаратов (SCCNFP) утвердило список ингредиентов-аллергенов, сформированный на основании дерматологических исследований. Этот документ обязывает производителей косметической продукции указывать на этикетке конечного косметического препарата  любой из установленных 26 аллергенов, для того чтобы обезопасить потребителя, подверженного аллергии или обладающего непереносимостью того или иного компонента из зарегистрированных субстанций. Этикетирование таких субстанций является обязательным, если их концентрация в конечном продукте составляет 0,01% для смываемых с поверхности кожи средств и 0,001% для препаратов, остающихся на поверхности кожи.

Список 26 аллергенов, обязательных для этикетирования


Наименование INCI (Международная номенклатура косметических ингредиентов)

Amyl Cinnamal

Амилциннамаль

Benzyl Alcohol

Бензиловый спирт

Cinnamyl Alcohol

Циннамиловый спирт

Citral

Цитраль

Eugenol

Эвгенол

Hydroxycitronellal

Гидроксицитронеллаль

Isoeugenol

Изоэвгенол

Amylcinnamyl Alcohol

Амилциннамиловый спирт

Benzyl Salicylate

Бензилсалицилат

Cinnamal

Циннамаль

Coumarin

Кумарин

Geraniol

Гераниол

Hydroxyisohexyl 3-Cyclo Hexene Carboxaldehyde

Гидроксиизогексил 3 – Циклогексен-карбоксальдегид

Anise Alcohol

Анисовый спирт

Benzyl Cinnamate

Бензил Циннамат

Farnesol

Фарнезол

Butylphenyl Methylpropional

Бутилфенил метилпропионал

Linalool

Линалоол

Benzyl Benzoate

Бензил Бензоат

Citronellol

Цитронеллол

Hexyl Cinnamal

Гексил циннамал

Limonene

Лимонен

Methyl 2-Octynoate

Метил 2-Октионат

Alpha-Isomethyl Ionone

Альфа-Изометил Ионон

Evernia Prunastri

Эверния сливовая

Evernia Furfuracea

Эверния шелушащаяся

По данным некоторых исследователей  (de Groot AC, Bruynzeel DP) наибольшее количество аллергических реакций вызывается препаратами по уходу за кожей (56,3%), за ними следуют средства для ногтей (13,4%), парфюмерия (8,4%) и косметика для волос (5,9%). Из ингредиентов косметических средств чаще всего вызывают аллергические реакции консерванты (32%), далее следуют отдушки (26,5%) и эмульгаторы (14,3%). Причиной кожных реакций могут быть также витамин К, α-токоферол и солнечные фильтры. Существуют списки химических веществ-аллергенов, которые также рекомендуется указывать на этикетках.

Список аллергенов, рекомендованных к этикетированию

Парабены

4-Hydroxybenzoic acid (Paraben)

4-гидроксибензойная кислота

Benzyl paraben

Бензил парабен

Butyl paraben

Бутил парабен

Ethyl paraben

Этил парабен

Heptyl paraben

Гептил парабен

Isobutyl paraben

Изобутил парабен

Isopropyl paraben

Изопропил парабен

Methyl paraben

Метил парабен

Potassium sorbate

Сорбат калия

Propyl paraben

Пропил парабен

Protocatechuic acid

Протокатеховая кислота

Солнечные фильтры

4-Methyl-benzylidene camphor (4-MBC)

4-метил-бензилиден камфоры

Benzophenone-3 (Bp-3)

Бензофенон – 3

Butyl-methoxydibenzoylmethane (B-MDM)
(Parsol1789)

Бутил-метоксидибензоилметан (Парсол11789)

Homosalate (HMS)

Гомосалат

Octyl-dimethyl-PABA (OD-PABA)(Padimate O)

Октил-диметил-парааминобензойной кислоты (Падимат О)

Octyl-methoxycinnamate (OMC)

Октил-метоксициннамат

Что касается отдушек и аллергии на них – это до сих пор активно дискутируемый вопрос, так как список из 26 аллергенов был составлен без учета происхождения этих субстанций. В то время как производители чистых натуральных эфирных масел на основании дополнительных научных исследований утверждают, что высокий процент аллергических реакций связан с синтетическими отдушками, но не с теми которые входят в состав натуральных эфирных масел. Более того, отмечается, что не все 26 аллергенов, выявленных SCCNFP и утвержденных в Директиве 7-й редакции, представляют одинаковую опасность – 7 первых аллергенов в списке являются более сильными, чем последующие.  Ассоциация Дерматологов под руководством профессора Шнука (Германия) предлагает свою классификацию, в которой наиболее сильными аллергенами названы: дубовый лишайник, лишайник деревьев, изо-эугинол, коричный альдегид, коричный спирт и гидроксицитронеллол.
Так как предугадать реакцию кожи клиента с АД на то или иное косметическое средство невозможно,  профессиональный косметолог должен стремиться снизить риск аллергии до минимума и для этого небходимо хорошо знать состав тех косметических средств, с которыми работает специалист, его обязательным навыком должно быть умение читать рецептуры косметических препаратов и никогда не пренебрегать тестированием косметической продукции на ее индивидуальную непереносимость.
Таким образом, алгоритм ведения клиента с предрасположенностью к АД выглядит следующим образом:

  • Сбор аллергологического анамнеза.
  • Определение периода болезни: обострение или  ремиссия. В периоде обострения никакие косметические процедуры проводиться не должны, клиенту надо рекомендовать  обратиться к врачу и прийти на процедуру по достижении ремиссии. 
  • Определение локализации очагов поражения. Если в области планируемого  косметического воздействия присутствуют элементы АД, а именно сухие или мокнущие бляшки, трещины кожи, процедура проводиться не должна, клиенту надо рекомендовать  обратиться к врачу.
  • Оценка состояния кожи и эстетических проблем, которые беспокоят клиента.
  • Выбор процедуры и косметики, с применением которой процедура будет проводиться. Для клиентов с атопией рекомендуется
    • подбирать косметику с минимальным количеством аллергенов (см. таблицы);
    • не использовать средства с ингредиентами, которые ранее в анамнезе вызывали у клиента аллергические реакции (см. анамнез);
    • выбирать препараты с простыми формулами (чем больше компонентов, тем больше потенциальных аллергенов);
    • стараться не использовать косметику с резкими ароматами, помнить при этом, что косметика «без запаха» может содержать небольшое количество отдушек, необходимых для покрытия запаха других химических компонентов.
    • ВСЕГДА проводить тесты на индивидуальную непереносимость перед использованием новых косметических средств. Рекомендуется наносить тестируемое средство на внутреннюю поверхность запястья или предплечья и следить за реакцией кожи. Аллергическая реакция может возникнуть в течение первых 20-30 минут, может быть отсроченной и возникнуть через 6-8 часов и может протекать по замедленному типу и возникнуть через 24 и даже 72 часа.  
  • Сопоставление пользы и риска и решение о возможности проведения процедуры.
  • Информирование клиента и получение информированного согласия с личной подписью клиента. Этот документ подтверждает, что клиент ознакомлен с последствиями, которые возможны в связи с проведением процедуры с учетом его заболевания.
  • Косметолог должен отказать клиенту в проведении процедуры, если, по его мнению, риск возникновения аллергической реакции слишком велик.
  • При развитии аллергической реакции у клиента в салоне специалист должен быть готов  оказать скорую доврачебную помощь и скорую врачебную помощь, если салон имеет лицензию на ведение медицинской деятельности и соответствующий штат специалистов.
  • Косметолог может дать следующие рекомендации клиенту: использовать жирные кремы и гидрофильные эмульсии на максимально индифферентной основе для увлажнения и смягчения кожи; не исключается применение вазелинового и минерального масел; необходимо избегать факторов, провоцирующих обострение АД; противопоказаны горячие ванны, ванны с маслами и пена для ванн; нельзя растирать кожу, использовать спиртсодержащие лосьоны и другие средства, содержащие спирт и метилсалицилаты.

Из всего вышесказанного понятно, что ведение клиентов с атопическим дерматитом и другими аллергическими поражениями кожи в условиях салона красоты - сложная задача. Но если специалист вдумчиво и осторожно подберет для таких клиентов правильный, безопасный и эффективный уход, то получит от своей работы  материальное и моральное удовлетворение, а у салона появятся новые постоянные и благодарные клиенты.

Автор статьи - Наталья Гончарова, врач-аллерголог, к.м.н., коммерческий директор компании MegaSPA.

WhatsApp
Viber
Позвонить